Подведение итогов развития российского IPO

Материалы » Развитие российского рынка IPO » Подведение итогов развития российского IPO

Страница 2

1) продолжение выхода на IPO отечественных компаний, в том числе компаний "второго эшелона"

2) выход на IPO компаний с государственным участием

изменение отраслевой структуры российского бизнеса на международном рынке капитала

3) усиление гармонизации корпоративного законодательства России и наиболее развитых стран

4) более широкое внедрение передовых стандартов корпоративного управления и деловой практики в российском бизнес-сообществе.

Большинство из этих процессов в 2006 году уже идут и, вероятно, будут усиливаться. Однако выход отечественных компаний на IPO за этот год будет отличаться некоторыми особенностями, а именно - выход на IPO компаний с государственным участием.

Тема выхода на IPO компаний с государственным участием в 2006 году не является новой. Самая крупная российская корпорация "Газпром" уже осуществила выход на IPO в конце 2005 года. В 2006 году на IPO планируют выйти в основном компании ТЭКа, в которых доля государственного участия на этот год составляет от 25% до 50%. В этом нет ничего удивительного, т.к. задача модернизации производства является для этих компаний весьма актуальной. Выход компаний с государственным участием на IPO ставит вопрос об ответственности государства по долгам таких корпораций. Общий ответ на него заключается в том, что государство как акционер отвечает в пределах своей доли. Однако в каждом конкретном случае имеются нюансы, связанные с особенностями законодательства страны размещения.

Так же новым инструментом на долговом рынке являются биржевые облигации. За 2006г не было проведено ни одного размещения. Выпуск биржевых облигаций могут осуществлять только компании, имеющие форму ОАО, существующие не менее трех лет, акции которых прошли процедуру листинга на одной из бирж. Выпуск не требует регистрации. Срок обращения - не более года. Биржевые облигации представляют собой удобный инструмент регулирования текущей ликвидности и управления долгом для крупных предприятий. Реальная альтернатива банковскому кредитованию. Объем рынка корпоративных облигаций - около 700 млрд рублей, среднедневной оборот - около 19 млрд рублей. Налицо явная "дискредитация" корпоративных векселей участниками рынка. Эмитенты облигаций могут рассчитывать на более успешное размещение, чем векселедатели даже лучшего кредитного качества. Есть несколько объяснений этой ситуации, все они сводятся, по сути, к восприятию вексельного рынка как более рискованного. Правда, для облигационных займов средних компаний дела обстоят не намного лучше, - они, как правило, неликвидны. Можно предложить несколько способов повышения привлекательности такого рода займов в глазах инвесторов:

1)"Обеспечение". Если в структуре займа будет встроена какая-либо технология, снижающая риски инвесторов, это может существенно повысить ликвидность размещаемых бумаг. Так, например, при размещении вексельного займа Группы "Русское зерно" нашей компанией, блокирующий пакет (40%) акций ЗАО "Русгрэйн холдинг", держателя активов Группы, был переведен на счет организатора до погашения вексельного займа, при невыполнении договора о домицилировании акции должны реализовываться для выплат векселедержателям. Помимо своего рода обеспечения выпущенных векселей, исключен, в частности, риск смены акционеров, который иногда может оказаться существенным фактором при неблагоприятных обстоятельствах.

2) Размещение облигаций по закрытой подписке. Облигации размещаются вне биржи, без предварительного депонирования и проспекта эмиссии среди ограниченного круга лиц.

3) Рейтинги национальных агентств. Сделать инвесторам правильный выбор среди множества разнообразных заемщиков серьезно поможет присвоение этим заемщикам рейтингов. Технологии международных рейтинговых агентств не совсем подходят нашему рынку. Если даже средняя компания, выпускающая заем, захочет получить рейтинг такого агентства, затратив очень приличные деньги, ничего, кроме рейтинга, близкого к дефолтному, она не получит. Учитывать специфику нашего рынка и ранжировать эмитентов более детально могут национальные рейтинговые агентства, только сейчас приступающие к этой работе.

Процесс выхода российских компаний на IPO сопровождался опасениями за состояние отечественного фондового рынка. Одно из мнений заключалось в том, что использование компаниями ресурсов международного рынка капитала может привести к торможению развития отечественного фондового рынка и его длительной стагнации. В действительности произошло обратное: развитие IPO придало российскому фондовому рынку дополнительный импульс. Российские компании - например, "Газпром" - стали применять практику "двойного IPO", т.е. практически одновременного размещения на международных торговых площадках и на РТСБ. Некоторые из компаний использовали этот механизм как инструмент подготовки бизнеса к продаже: если ценные бумаги компании обращаются на нескольких биржевых площадках, компания становится более привлекательной для потенциального покупателя. Большинство корпораций, однако, еще применяют одновременное размещение для создания двухстороннего канала перетекания средств с российского финансового рынка на международный.

Страницы: 1 2 3

Навигация