Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну

Материалы » Защита прав кредитных организаций при обращении государственных органов » Предоставление кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну

Страница 3

В отношении налоговых преступлений закон допускает раскрытие банковской тайны даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусматривается, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений (п. 3 ст. 26 Закона о банках).

В ходе досудебного производства доступ к банковской информации может быть получен в результате проведения следственных действий в порядке, предусмотренном УПК РФ. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, может осуществляться только по решению суда (ст. 29, ст. 183 УПК РФ). Конституционный суд распространил данные требования УПК РФ и на обыск, при проведении которого производится изъятие банковских документов, так как "требование о производстве выемки … только на основании судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации" [37]. Поэтому решение суда требуется вне зависимости от того, как оформляется изъятие документов – как результат обыска или как выемка.

Законодательство РФ не содержит специальных указаний на то, в каких случаях суды должны давать санкцию на доступ к банковской информации, а в каких отказывать. Представляется, что решение данного вопроса должно зависеть от степени обоснованности подозрений следователя и остается на усмотрение суда.

Помимо вышеперечисленных положений статья 26 Закона о банках содержит норму о предоставлении кредитными организациями информации об операциях юридических и физических лиц соответствующему государственному органу на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанным законом установлены конкретные случаи обязательного предоставления информации банками.

Банковский закон предоставляет судам, и не предоставляет судебным приставам права доступа к банковской тайне. Федеральный закон "О судебных приставах" не содержит специальных положений о порядке доступа к банковской информации, а лишь предоставляет общее право "получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки" (п. 2 ст. 14 ФЗ от 21.07.1997 №118-ФЗ "О судебных приставах"). Несмотря на это, Конституционный суд РФ признал за судебными приставами-исполнителями право запрашивать и получать в кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц. Следуя логике решения, рассматриваемые правила распространяются и на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. При этом из смысла постановления можно выявить три квалифицирующих признака этого права:

1) право реализуется в связи с исполнением постановления суда;

2) право реализуется в пределах, определяемых постановлением суда;

3) сведения предоставляются лишь в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа [35].

Такая правовая позиция Конституционного суда вызвала определенные опасения за судьбу института банковской тайны как такового. Так, непосредственно после принятия Постановления 8-П [35], А.К. Акимов писал: "Допущение мысли, что получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, используя абстрактное право на получение информации и документов, может обесценить само понятие банковской тайны, и, кроме того, оно способно породить новые споры, поскольку подобные нормы имеются, в частности, в Законе РФ "О милиции" и в некоторых других федеральных законах" [63]. С тех пор Конституционный суд неоднократно повторял выраженную в Постановлении 8-П правовую позицию о взаимосвязи конституционных гарантий ст. 23, ст. 24 и ст. 55 Конституции и института банковской тайны для разрешения вопроса о полномочиях налоговых и следственных органов в отношении банковской информации.

Право получать информацию, относящуюся к банковской тайне, в форме справок также принадлежит:

– судам;

– арбитражным судам (судьям);

– Счетной палате РФ [23];

– таможенным органам (п. 3 ст. 363 Таможенного кодекса РФ [27]);

– Агентству по страхованию вкладов (ст. 31 Федерального закона от 23.12.2003 №177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" [20]);

– в случае смерти клиента банка – также нотариусам, физическим лицам, указанным в завещательном распоряжении клиента, и иностранным консульским учреждениям (пп. 2, 4, 5 ст. 26 Закона о банках).

Правом ознакомления с банковскими документами, охраняемыми в режиме банковской тайны, обладает Банк России.

В Российской Федерации перечень лиц, которым кредитная организация обязана предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, определен федеральными законами. В число таких законов входит не только Банковский закон, но и законы, регулирующие деятельность соответствующих государственных органов и организаций. Последние действуют даже в том случае, если Банковским законом данному государственному органу или должностному лицу вовсе не предоставлено право доступа к банковской тайне (судебные приставы).

Страницы: 1 2 3 4

Навигация