Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов

Материалы » Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками » Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов

Перейдем к определению приемлемого для коммерческих банков уровня комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов. Соответствующие комиссии должны быть выгодны банкам, достаточно высоки для клиентов, чтобы стимулировать массовое использование средств дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) и вместе с тем не должны быть для клиентов запретительными. Экономика карточного бизнеса ориентируется на себестоимость для банка одного сеанса работы операциониста в 2,5 дол. США, одна транзакция в международной карточной платежной системе также стоит не менее 2,5 дол. США. За проведение платежа в иностранной валюте внутри страны российский банк возьмет с клиента 3-5 дол. США, примерно такой же будет доля российского банка в совокупной комиссии за платеж в другую страну.

Предлагается установить минимальную комиссию за традиционный физический прием и первичную обработку платежного поручения, за физическое представление выписки по счету, за проведение сложных расчетов аккредитивом или инкассо, розыск платежа и разрешение конфликтных ситуаций на уровне 2,5 дол. США. Предполагается, что 2,5 дол. США за операцию в рамках традиционного физического обслуживания клиентов будет экстренным, побуждающим клиентов меньше обращаться в банк и больше использовать средства ДБО. Поэтому количество операций традиционного обслуживания должно снижаться и стать через несколько лет минимальным. В основном рассматриваемая комиссия ориентируется на предприятия, а традиционное физическое обращение в банк со стороны физического лица уже закладывается в комиссию за ведение карточного счета.

Предположим, что как в карточном бизнесе, каждое предприятие будет обращаться в банк традиционным образом два раза в год, т.е. будет порядка 5 млн обращений. Посредством платежного требования, аккредитива, чека и инкассо проведено по данным Банка России 1,9% от 738 млн всех платежей, т.е. 14 млн платежей. С использованием бумажных технологий проведено 27,7% от общего количества платежей, т.е. 204 млн платежей, но количество бумажных платежей будет быстро сокращаться. Для получения прогнозируемого количества традиционных обращений в коммерческие банки сложим первый и второй расчетные показатели, умножим их на 2,5 дол. США. Получим в совокупности 48 млн дол. США в год комиссий за традиционное физическое обслуживание клиентов.

Суммируем полученные прогнозируемые показатели по совокупным величинам комиссий за открытие и ведение клиентских счетов, за традиционное физическое обслуживание клиентов и прибавим к полученному результату доход за проведение платежей в иностранной валюте из табл. 5. Получается совокупная величина комиссионного дохода по расчетным операциям на уровне 206 + 413 + 48+ 194 = 861 млн дол. США. Полученная величина уже на 24% больше существующей величины комиссий за расчетные операции без учета комиссий за кассовые операции. Перейдем к определению уровня и совокупной величины комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги. Эти три вида операций должны приносить коммерческим банкам еще больше комиссионного дохода.

Навигация