Регулирование международной банковской деятельности

Материалы » Международные банковский бизнес » Регулирование международной банковской деятельности

Страница 1

Можно выделить три уровня регулирования международной банков­ской деятельности: международный, национальный и микроуровень (саморегулирование). Национальный уровень является, несомненно, определяющим, поскольку, как и в регулировании любого другого международного бизнеса, межгосударственные соглашения — многосторонние, двусторонние, по линии министерств финансов, центральных банков и т.д. — направлены лишь на унификацию или гармонизацию, т.е. сближение норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности та­ких банков и регламентацию требований к ним в разных странах. Саморе­гулирование базируется на внутренних правилах и процедурах конкрет­ного банка, нацелено на реализацию международной стратегии банка.

Из наиболее важных международных соглашений, относящихся к рас­сматриваемой проблематике, следует назвать Приложение по финансовым услугам к ГАТС в рамках Всемирной торговой организации; соглашения, подготовленные Базельским комитетом по банковскому надзору (Швей­цария); а также ряд директив и инструкций, направленных на объедине­ние банковских систем в рамках Европейского союза.

В 1995 г. странами — членами ВТО было разработано первое и основ­ное Приложение к ГАТС по финансовым услугам5. Как и другие согла­шения ВТО, в основе договоренностей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприят­ствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договоренностей, если они угрожают целостности и ста­бильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц.

Поставленная цель либерализации международ­ной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков дости­гается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран — членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основ­ные административные инструменты регулирования) в данной области являются:

— по типам юридических лиц, например, уже упомянутый выше за­ прет на деятельность филиалов иностранных банков;

— на участие иностранного капитала, когда устанавливается в про­центном отношении максимально возможная доля иностранного капита­ла в совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение, в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для российской банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была отменена самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна, поскольку иностранные банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банков­ского капитала России;

— по количеству иностранных поставщиков услуг;

— особые требования в лицензировании, например, по составу учре­дителей;

— квоты на общую стоимость операций или активов иностранных банков и др.

Кроме того, страны — члены ВТО стремятся, как это и записано в Со­глашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг.

В области регулирования международной торговли услуг в целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к кос­венным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п. Точно так же, как и в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих.

Политика такого рода двойных стандартов четко прослеживается в их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развиваю­щихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость нацио­нальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банков­ское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусмат­ривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбереже­ния американцев.

Страницы: 1 2 3

Навигация