Анализ страхового рынка России

Страница 5

Таким образом, из выше приведенных данных можно еще раз подчеркнуть тот факт, что у населения нет доверия к страховым компаниям и большинство из них имеют смутное представление о рынке страховых услуг. Хотя стало уже традицией объяснять такую неосведомленность российских граждан их низкой страховой культурой (доля тех, кто рассматривает страхование как экономически выгодный способ борьбы с опасностями, выросла за год всего лишь с 36 до 38%).

Однако одной лишь страховой культурой здесь не обойтись: нельзя искать решение проблем исключительно на стороне потребителей услуг. Другая сторона — российские страховщики — тоже весьма далека от идеала. Страховщики по-прежнему остаются информационно закрытыми, хотя определенная тенденция к улучшению на рынке наметилась. Достоверную информацию о себе регулярно раскрывают не более 60 лидеров рынка, то есть около 5% от всех зарегистрированных компаний.

Во всем мире помимо годового отчета популярным и необходимым способом раскрытия информации является рейтинг надежности. Он выставляется независимым рейтинговым агентством и позволяет, как сопоставить интересующую страховую компанию с конкурентами, так и узнать об основных рисках, связанных с ее бизнесом. Подобной информации бухгалтерские отчеты компаний предоставить не могут. Таким образом, рейтинг является инфраструктурно значимым элементом финансового рынка, поскольку помогает компаниям снижать издержки при поиске и выборе партнеров по страхованию, при принятии решений об инвестициях в страховой бизнес.

Подходы к присвоению рейтингов на Западе и в России несколько разнятся. Рейтинг западных агентств опирается на финансовые характеристики компании. Такой метод приемлем в условиях надежной и адекватной отчетности, которую предоставляют страховщики. В нашей стране отчетность страховщиков часто не отражает реального положения дел, а потому подход, предлагаемый российским рейтинговым агентством «Эксперт РА», предусматривает подробный анализ качественных характеристик страхового портфеля, а также конфиденциальных данных управленческой отчетности компаний. По сути, в нашей стране рейтинг является единственным способом реально сопоставить страховые компании.

Крупнейшие национальные страховщики, понимая важность формирования цивилизованных рыночных отношений и друг с другом, и со страхователями, первыми в 2001 году прошли процедуру присвоения рейтинга. За ними потянулись более мелкие компании. В итоге за четыре года рейтинг получили около 80 компаний.

Компании без рейтинга — это почти отдельный мир внутри российского страхового рынка. Здесь свои «чемпионы» — организации, собирающие миллиарды рублей по страхованию жизни, либо активно сотрудничающие с такими же безрейтинговыми зарубежными перестраховщиками. Значительную долю «альтернативного» рынка составляют «полуживые» компании, практически не проводящие операций. И, наконец, третья составляющая — компании, занимающиеся собственно страхованием и работающие как в розничном, так и в корпоративном сегментах.

Если два первых типа компаний не представляют серьезной опасности для обычных потребителей страховых услуг, поскольку даже не сталкиваются с ними, то компании последней группы попадают в зону риска. В основном эту группу риска формируют региональные компании, существующие за счет связей с местными администрациями и за счет развития каско и ОСАГО. Как правило, они не проводят активных маркетинговых программ, и страхователь о них ничего не знает. При этом их финансовое положение, а также перспективы работы разнятся. Рейтинг надежности позволяет компаниям группы риска выделиться из массы безликих участников рынка и в то же время позиционировать себя развивающимся страховщиком, информационно открытым для партнеров и заботящимся о своей репутации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация