Методы хеджирования

Страница 2

С целью защиты от возможных потерь в будущем наряду с операциями хеджирования на срочных финансовых рынках проводятся операции страхования. Операция страхования состоит в заключении соглашения с участником рынка, который за определенное вознаграждение обязуется компенсировать потери, связанные с изменением цены актива. Следовательно, риск изменения цены актива переносится на участника, который получил вознаграждение - страховую премию. Операция страхования основывается на предварительной выплате премий за возможную компенсацию будущих убытков, независимо от того, произойдут эти убытки или нет. Это не исключает возможности получения преимуществ от благоприятных изменений цены актива. Между операциями хеджирования и страхования существует существенная разница.

Последствия хеджирования симметричны. Если по одной из позиций получена прибыль, то за другой будут иметь место потери. А последствия страхования асимметричные. Это означает, что страхование компенсирует негативные последствия, позволяя получить преимущества от благоприятной конъюнктуры рынка. Ценой за возможность получить дополнительную прибыль является страховая премия. Стоимость страховых операций значительно превышает стоимость операций хеджирования, расходы по которым весьма незначительны и, по сравнению с суммами операций, могут не приниматься во внимание. Операции хеджирования проводятся с помощью таких инструментов, как форвардные и фьючерсные контракты, сделки своп, а операции страхования финансовых рисков осуществляется с помощью опционов.

И хеджирования и страхования имеют целью защиту от рисков, а поэтому вполне правомерно рассматривать эти операции как составляющие процесса хеджирования целом. Именно поэтому опционы, механизм действия которых отражает сущность страхования, относят к инструментам хеджирования риска наряду с форварда, фьючерсами и свопами. Подбирая балансовые позиции по срокам и суммам (т.е. осуществляя натуральное хеджирования), банк не нуждается в участии других участников рынка, которые бы приняли на себя риск.

В целом процесс хеджирования позволяет ощутимо уменьшить или полностью устранить риск. Теоретически хеджирования служит иммунитетом для банковского баланса, защищая от непредвиденных ценовых изменений на рынке. Хеджирования является способом стабилизации рыночной стоимости банковского учреждения. Но поскольку между риском и прибылью существует прямая зависимость, то низкий уровень риска означает ограничение возможностей получения прибыли. Следовательно, недостаток хеджирования заключается в том, что оно не дает возможности хеджеру использовать благоприятное развитие конъюнктуры рынка.

Поэтому менеджеры могут хеджировать не все балансовые позиции, а лишь определенную их часть. Создание защиты от ценовых рисков для всего баланса называется полным или макрохеджированием, а проведение операций, которые хеджируют отдельные активные, пассивные или позабалансовые позиции, - частичным или микрохеджированием.

Риски, возникающие в результате изменения будущей цены финансового инструмента, хеджировать не обязательно. Банки могут рисковать в надежде на благоприятные изменения цен, которые дали бы возможность получить спекулятивный доход. Такой подход к управлению называют стратегией нехеджирования.

Учитывая невозможность получить преимущества от благоприятных обстоятельствах при операциях хеджирования риска банки и их клиенты могут сознательно использовать стратегию не хеджирования, когда некоторая часть активов или пассивов остается чувствительной к изменению параметров рынка (процентной ставки, валютного курса). Стратегия не хеджирования имеет целью максимизацию прибыли и сопровождается повышенным уровнем риска. При таком подходе банк не защищен от неблагоприятных изменений на рынке и может понести большие финансовые потери. Стратегия хеджирования стабилизирует прибыль за минимального уровня риска и предоставляет возможность получить одинаковые результаты вне зависимости от изменчивости финансовых рынков. Выбор стратегии зависит от многих факторов, и прежде всего - от склонности банка к риску.

Однако не всегда выбор стратегии управления рисками является внутренним делом. Некоторые банки могут не позволить своим клиентам спекулировать. При оказании услуг клиенту банк имеет право настаивать на хеджирование, поскольку риски, которым подвергается клиент, могут привести к убыткам самого банка. В некоторых странах органы банковского надзора запрещают коммерческим банкам проведение операций спекулятивного характера. А иногда руководство банка самостоятельно ограничивает уровень допустимого риска установлением лимитов. Следовательно, потребность проведения операций хеджирования встает перед многими участниками рынка.

На международных финансовых рынках существует много потенциальных хеджеров: дилеры по торговле государственными ценными бумагами и иностранной валютой, которые защищаются от снижения доходности и валютных курсов; инвестиционные банки, которые используют срочный рынок для продажи большего количества краткосрочных активов, чем это можно сделать на наличном рынке; экспортеры и импортеры для защиты будущих платежей от изменения валютных курсов; корпорации для фиксации процентной ставки по привлеченным или размещенными средствами; компании, осуществляющие операции с собственностью, при выпуске конвертируемых акций защищаются от возможного роста процентных ставок до завершения выпуска и размещения; пенсионные фонды защищают доход от инвестиций в первоклассные ценные бумаги и казначейские обязательства; банки, которые защищаются от снижения кредитных процентных ставок и повышение депозитных ставок в будущем; инвестиционные фонды защищают номинальную стоимость финансовых активов, которыми они обладают, или фиксируют цены на те финансовые инструменты, которые планируется приобрести в будущем.

Страницы: 1 2 3

Навигация