Основы банковского менеджмента и маркетинга

Материалы » Основы банковского менеджмента и маркетинга

Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации, это особая сфера управления, которая возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.

Банковский менеджмент необходим при расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.

Маркетинг как совокупность определенных действий объективно необходим каждому банку, но далеко не всякий российский банк адекватно понимает эту необходимость и может позволить себе такую деятельность в сколько-нибудь значимых масштабах, как из-за ее дороговизны, так и по причине отсутствия специалистов нужного профиля и уровня. Использование маркетинговой стратегии и техники продаж становится неотъемлемой частью организационной структуры банка.

Данная тема является актуальной, т.к. в настоящее время рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента и маркетинга, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями.

Целью данной курсовой работы является предложение практических рекомендации для дальнейшего развития банковского менеджмента и маркетинга с учетом отечественного опыта в этой области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основных понятий банковского менеджмента и маркетинга, определить цели, задач и функций банковского маркетинга и менеджмента, проанализировать направление новых тенденций в банковском маркетинге и менеджменте, а также предложить рекомендации перспективных направлений дальнейшего развития.

В соответствии с задачами структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.

В ведении обоснована актуальность выбранной темы, поставлены цели и задачи, определены теоретическая база и основные методы применения банковского менеджмента и маркетинга, а также дана структура работы и указаны наиболее важные научные труды, используемые при написании данной работы.

В первой главе работы рассмотрены сущность, значение и основные понятия банковского менеджмента. Банковский менеджмент призван, не просто кредитовать, ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом. Определены, функции и задачи банковского менеджмента, основными функциями которого являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования.

Во второй главе рассмотрены основные понятия и сущность банковского маркетинга. Маркетинговая деятельность начинается с изучения и анализа активного и потенциального спроса на банковские услуги. Система маркетинговой деятельности существует благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). С готовым портфелем услуг банк выходит на рынок, предварительно определив их цену в зависимости от уровня своих затрат и конъюнктуры рынка и получает прибыль. Функции банковского маркетинга заключаются в изучении рынка, формировании и стимулировании спроса на банковские услуги, привлечение и удержание клиента, максимизация и расширение рыночной доли. Достижение цели возможно при решении конкретных задач в маркетинге такие, как обеспечение постоянной рентабельной работы банка, обеспечение ликвидности банка, как гарантия на успех, и повышение репутации в среде клиентуры, максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре, качеству услуг, решение задач коллектива, его социальных проблем.

В третий главе определены особенности применения банковского менеджмента и маркетинга. Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение.

Представлены особенности планирования банковского менеджмента и маркетинга. В зависимости от спроса банк вырабатывает конкретную маркетинговую политику и придерживается ее в процессе своей деятельности. Главное направление в стратегии развития банки уделяют ныне разработке новых банковских продуктов (или их модернизации), так как расценивают их как важнейшее средство обеспечения стабильности своего функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Для успешного внедрения нового продукта на рынок, он должен отвечать следующим основным положениям: любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей, продукт должен опираться на сильные стороны деятельности банка или его подразделения, продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений его конкурентов. Маркетинговое исследование предполагает необходимость тщательного выбора объекта исследования — конкретного рынка или его сегмента. Банк стремится выделить и проанализировать ту часть рынка, те группы потребителей, на потребности которых намерен ориентировать свои услуга.

Новые тенденции направления развития банковского менеджмента и маркетинга направлены на усовершенствование управления банком и модернизацию маркетинговой политики банка. Так как, во многих розничных банках действуют факторы, ограничивающие эффективность маркетинга. Кроме того, традиционная организационная структура банков не позволяет им осуществлять стратегию маркетинга, ориентированную на клиента.

В заключении дается оценка особенностей современного применения банковского менеджмента и маркетинга, раскрыты новые тенденции в развитии и использования методов продвижения банковских продуктов (услуг).

Теоретическую основу работы составили научные труды отечественных и зарубежных экономистов внедрения и использования новых тенденций банковского маркетинга и менеджмента.

Теоретическая и практическая часть выполненного исследования заключается в разработке практических рекомендаций дальнейшего совершенствования банковского маркетинга и менеджмента в соответствии с современными тенденциями и анализом, как отечественного, так и зарубежного рынков.

Банк – финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам. Важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях является менеджмент, который характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях.

Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван, не просто кредитовать, ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.

Навигация